Размер шрифта:

  • А
  • А
  • А

Цвета сайта:

  • Ц
  • Ц
  • Ц

Книга сказок

Журналисты «Известий Мордовии» в числе первых увидели грантовую «Книгу сказок»


Идея о постановке балета на основе национального мордовского фольклора с участием юных танцоров возникла ещё лет десять назад у директора Республиканской хореографической школы Виталия Иевлева. Кстати, сам он долгие годы танцевал в балетной труппе местного музыкального театра, а потом со всей самоотдачей занимался подготовкой будущих артистов. Но, увы, не успел воплотить эту задумку. Но его преемники не забыли о замысле мастера. 

Доктор искусствоведения Юрий Алексеевич Кондратенко предложил несколько расширить идейную основу, соединив на сцене мордовскую и русскую сказки, тем самым подчёркивая многонациональный характер культуры Мордовии, на территории которой проживает множество народов с богатыми традициями. А чтобы получилось основательное художественное полотно, привлечь к его созданию не только воспитанников хореографической школы, но и профессиональных артистов. 


Традиционно основным препятствием для осуществления грандиозных художественных замыслов оказываются финансы, вернее, их отсутствие. Однако воплотить замысел «Книги сказок» удалось благодаря гранту Президента России. Накануне премьеры в Музыкальном театре им. И.М. Яушева прошла сдача грантовой постановки худсовету. А журналисты «Известий Мордовии» в числе первых немногочисленных зрителей увидели «Книгу сказок» и узнали подробности работы над ней от создателей спектаклей. 

- Сначала предполагалось, что артисты яушевского театра (кстати, подавляющее большинство из них выпускники хореографической школы - ред.) исполнят сольные партии, а в остальных будут заняты дети, - пояснила хореограф-постановщик Наталья Мельник, ныне возглавляющая Республиканскую хореографическую школу. – Но потом многое уже корректировалось в процессе работы. Мне как постановщику впервые довелось создавать спектакль в непосредственном сотрудничестве с композитором Ниной Кошелевой, которая писала музыку специально для нашей «Мордовской легенды», и с живым оркестром, поскольку важно досконально выверить соответствие музыкальной драматургии с хореографической партитурой. К репетициям мы приступили в июле, стараясь максимально, насколько это возможно, соблюдать нормы эпидемиологической безопасности. Спасибо родителям наших школьников, которые не возражали против привлечения детей к творческому процессу. И, слава Богу, никто из причастных к рождению «Книги сказок» у нас не заболел.  


Кстати, школьники заняты не только в «Мордовской легенде». В русской сценической сказке главную мужскую партию братца Иванушки исполняет 12-летний Павел Филькин. Хореографические «Гуси-лебеди» поставлены Полиной Филипповой на музыку известного русского композитора рубежа XIX-XX веков Анатолия Лядова, чьи симфонические поэмы весьма популярны. - Но, как ни странно, попытки их хореографического прочтения предпринималась единственный раз в начале XX века в Париже. Вторыми стали мы, - уточнил дирижер яушевского оркестра Максим Акулов. Директор яушевцев Владимир Шарапов затруднился точно определить, для какой возрастной аудитории адресованы эти постановки. С одной стороны, сказочные сюжеты более свойственны для «детского жанра», с другой, фольклорная драматургия наполнена глубинным подтекстом о человеческих взаимоотношениях. Отдельно нужно сказать о сценографии. Владимир Фурсов придумал по-настоящему сказочные декорации. И тут не нужны никакие мультимедийные технологии. Фантазия художника превращает сцену то в дивные природные просторы, то в таинственные, в меру пугающие, лесные чащобы, куда буквально прилетает избушка на курьих ножках. А придуманные Светланой Тундавиной костюмы помогают исполнителям уверенно перевоплощаться не только в сказочных персонажей-людей, но и в лебедей, пчёл и т.д. 

Мила Мельникова

23.11.20, 16:15