Размер шрифта:

  • А
  • А
  • А

Цвета сайта:

  • Ц
  • Ц
  • Ц

Балетная Мама


Есть такая профессия: Балетная мама! 
Балетный мир – это огромный котел «закрытого типа», в котором варятся не только те, кого принято называть «балетные»: артисты, хореографы-постановщики, педагоги, художественные руководители и т.д. Балет обслуживает огромное количество людей: концертмейстеры, мастера «пуантового цеха», костюмеры, декораторы, рабочие сцены, осветители. Этот список практически бесконечен, но я бы хотела представить вашему вниманию серию постов о самых ярких представителях околобалетных профессий. Начну, пожалуй, с той, которую никогда не впишут в трудовую книжку, но благодаря которой начинается такой титанически сложный путь балерины: с балетной мамы.

 

Балетный мир, каким бы прекрасно-воздушным он ни казался романтически настроенному обывателю, как это обычно и бывает в любом виде искусства, включает в себя такие непременные составляющие как зависть, жесткая конкуренция, интриги, блат. Чтобы остаться человеком в этом мире, нужно действительно приложить много усилий – и львиная доля этих усилий закладывается с детства и ложится на плечи матери (хотя, я лично считаю, что кристально чистым, с незапятнанной совестью людям существовать в нем совершенно невозможно).

Как становятся «балетными мамами»? Конечно, первое, что приходит на ум – это воплощение собственной детской мечты. Хотела будущая мама быть балериной, но вот не сложилось – данных не хватило, родители не пустили, не было в городе балетной школы… да мало ли может быть причин? И вот рождается у нее прекрасная маленькая девочка, которая становится заложницей маминых «хрустальных снов». И хорошо, если у девочки действительно есть всё, что нужно для того, чтобы стать балериной: данные, трудолюбие, упорство и главное – очень сильное желание. А что случается с теми, у кого чего-то из вышеперечисленного не оказалось? Зачастую, это поломанные судьбы. Есть такой тип балетных мам, который я про себя называю «фанатичка». Такая мамочка, как танк прет напролом: интересуется на тематических форумах, какие упражнения для выворотности можно делать в трехлетнем возрасте (и хорошо, если спрашивает – может ведь самостоятельно начать ломать ребенка в буквальном смысле слова), водит дочь во все танцевальные кружки каждый день, показывает всем известным в городе педагогам и, конечно, стремится попасть в лучшие по ее мнению балетные училища – АРБ им. Вагановой и МГАХ. Если там не взяли с первого раза, ребенка ждет мучительный год растяжек, специальных массажей и жесточайших диет. А потом – вторая попытка, третья – пока девочка все-таки не поступит, либо не выйдет из «балетного возраста». Что обо всем этом думает ребенок – такую маму уже мало интересует. Она ведь искренне верит, что все ее действия направлены во благо. В этой ситуации удачно сложиться судьба ребенка может только в одном случае: он сам безумно болен балетом и жизни вне этого искусства не смыслит.

 

Конечно, это несколько утрированная картина, но, поверьте, на сто балетных мам обязательно встретится одна такая «фанатичка». Другое дело – мама-«сподвижница». Вполне возможно, что и она когда-то мечтала о балете или просто очень любит это искусство, но насильно запихивать туда ребенка не собирается. Такая мама, с ранних лет распознав в девочке танцевальность, обязательно поведет ее в театр, а потом – если та захочет, конечно, – в хореографическую студию. Очень часто бывает, что маленькие девочки, загоревшись идеей стать «принцессой в пуантах», мало представляют себе будни в балетном зале. После нескольких не самых простых занятий, от которых и ножки болят, и мышцы ноют, где пачек с пуантами не выдают, а заставляют до посинения делать плие, ребенок может с легкостью отказаться от своей мечты. Мамина задача в этом случае – мягко наставить ее на «путь истинный», объяснить, что просто так в жизни ничего не дается и нужно приложить много усилий, а удовлетворение от этих усилий почувствуется только тогда, когда появятся первые результаты.

Если же в ребенке педагог не обнаружит необходимых данных, нормальная мама попытается сделать все, чтобы ее дочь не почувствовала на себе травму от расставания с балетом – насильно удерживать ее в искусстве, где никаких перспектив не светит, она точно не будет. Но если вдруг ребенок окажется талантлив, после поступления с училище, такая мама будет всячески поддерживать свою будущую балерину, при этом аккуратно отступив на второй план – главной ориентиром в жизни ее дочери теперь будет Педагог. 

 

Честно говоря, балетным мамам не позавидуешь – отправив ребенка на «балетные галеры», они будут вынуждены положить на алтарь искусства очень многое: и выходные в тесном семейном кругу (зачастую балетные дети учатся и в выходные, а у взрослых артистов вообще один выходной, да и тот, чаще всего, в понедельник), и нормальный распорядок дня (репетиции могут затянуться хоть до поздней ночи), а если ребенок вынужден учиться в другом городе – то приходится смириться с разлукой. Придется привыкнуть к тому, что не все друзья и близкие поймут такой выбор и будут втайне осуждать. Но при этом, если все усилия и жертвы окупятся, и ребенок-будущий артист будет счастлив от того, что занимается любимым делом – это ли не счастье для матери?

 

Информация "Балетным мамам":

  1.  Прежде чем выбирать для ребенка балетную стезю, постарайтесь сами узнать об этом искусстве как можно больше – что такое данные и где их искать у ребенка, какие балерины сейчас блистают на сцене, какие требования предъявляют к ребенку в профессиональном училище, какие там нагрузки. Читайте соответствующую литературу: мемуары балетных и художественные произведения про балерин, смотрите фильмы… учите матчасть, в общем. И делайте выводы – готовы ли ВЫ к этому?
  2. Если ответ на вопрос выше утвердительный, убедитесь, что ваш ребенок действительно хочет стать балериной. Без маниакального желания делать там нечего. А если это желание есть, то будет и трудолюбие, и силы, и голова на плечах.
  3. Объективно оцените данные ребенка – лучше всего это сделает непредвзятый педагог. Не тот, который расскажет вам все, что угодно, лишь бы заплатили за частные занятия, а независимый специалист. Почему я говорю о данных только в третью очередь? Потому что вон в той же Вишневой данных не видели ни в какую – поступила она в Вагановку далеко не сразу и только благодаря тому самому маниакальному желанию.
  4. Готовясь к поступлению, будьте готовы раскошелиться – индивидуальные занятия (а именно они дают реальный результат) стоят очень и очень недешево, особенно в балетных столицах – Питере и Москве. Балетная экипировка тоже потребует серьезных вложений. Если ребенок поступит, а в училище пуанты выдавать не будут, учтите, что пара Гришко, например, стоит около 30-40 у.е., а их со временем потребуется много – раз в неделю-две пуанты изнашиваются.  И да – чтобы ни говорили педагоги, какие бы нагрузки ни были в классе, индивидуальные занятия понадобятся и после поступления. Если вы, конечно, хотите, чтобы ребенок чего-то добился.
  5. Вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов к балету психологически – не все выдерживают отборочную гонку, а ведь поступление – это только начало адски тяжелого пути. Каждый год – экзамены, после которых исключают до 25% учащихся, а чем дольше учишься – тем сложнее воспринимается уход из балета. Настоящая дружба в балетной среде – большая редкость, гораздо чаще встречаются зависть и интриги. Конкуренция, особенно, в ведущих школах – запредельная.
  6. Оцените здоровье ребенка, ведь вас ждут серьезные нагрузки! Помехой к поступлению могут стать плохое зрение, проблемы ЖКТ, и, конечно, неполадки с суставами и позвоночником.
  7. Как я уже говорила выше, придется смириться с тем, что педагог станет для вашей дочери ближе и роднее, чем вы, ведь именно от него будет зависеть ее будущая жизнь в искусстве. Не ревнуйте, а постарайтесь создать дома максимально комфортную обстановку, чтобы ребенок мог полноценно отдыхать – и морально, и физически.
  8. И последнее – читайте тематические форумы и общайтесь с «себе подобными». Раньше раздел «За сценой»  форума Друзей большого балета  был самым популярным и, главное, полезным. Там собран неоценимый опыт балетных мам и даже балетных пап. Читайте там все от корки до корки – особенно старые темы, где писали уважаемые форумчане, чьи дети учились в ведущих школах. Сейчас, к сожалению, раздел несколько захирел, там появилось много троллей и неадекватных личностей… Для начала рекомендую почитать тему Людмилы, чья дочь Ксюша Овсяник училась в Белорусском училище. Потом самостоятельно, при поддержке мамы, поехала на Лозаннский конкурс, после которого в 15 лет была принята в лондонскую школу при English National Ballet, где она и танцует сейчас – иногда и ведущие партии.

В общем, быть мамой – очень ответственное дело, а балетной мамой – ответственное вдвойне. Ну что, кто-то из вас хочет дочь-балерину?))



30.11.20, 10:19