(8342) 33-33-40 (директор)
sch.dkhoreografik@e-mordovia.ruг. Саранск, ул. Л.Толстого, 19
Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия.Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Мордовская республиканская детская хореографическая школа"
140 лет со дня рождения А.П.Павловой
10 сентября 1899 года можно назвать вехой в истории мирового балета. Именно тогда на сцену Мариинского театра вышла Анна Павлова в спектакле «Тщетная предосторожность». Вскоре последовали «Жизель», «Спящая красавица», «Дон-Кихот». Всего этого было достичь очень непросто, в театре была большая конкуренция, властвовала всесильная Матильда Кшесинская. Но Анна Павлова прорвалась на Олимп.
В сентябре 1900 года с огромным успехом прошел спектакль «Пробуждение Флоры», где она блистала в дуэте с Михаилом Фокиным.
В начале ХХ века в России были балерины-звезды мирового уровня, такие как Кшесинская или Карсавина. Но Павлова затмевала всех. «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Корсар». Кроме главных партий, балерина очень любила исполнять характерные танцы. Современники буквально сходили с ума от восторга, когда видели ее исполнение фанданго в «Кармен» или уральскую плясовую в «Коньке-горбунке». Целый ряд шедевров для Павловой поставил ее бывший партнер Михаил Фокин. Очевидцы долго описывали восторг и изумление, когда в «Египетских ночах» балерина вышла на сцену, прижимая к груди живую змею.
Но подлинную, мировую жемчужину балета танцовщица и хореограф создали 23 января 1907 года. Именно в тот день на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила специально поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь», впоследствии ставшую известной во всем мире как «Умирающий лебедь».
Композитор Сен-Санс написал это произведение еще в 1886 году, но только Павлова сделала его бессмертным и впоследствии исполняла «Лебедя» около четырех тысяч раз.
В 1909 году балерина получила приглашение на участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Великий импресарио просто не мог не позвать ее. В Париже она покорила публику, выступив в постановках «Павильон Армиды», «Сильфида» и «Клеопатра». Также афиша с образом Павловой, созданная Валентином Серовым, стала символом «Русских сезонов» и одним из главных художественных образов русского и мирового балета.
После первого парижского сезона Анна Павлова, Михаил Фокин и Вацлав Нижинский были удостоены степени командора ордена Академических пальм. Однако сотрудничество великой балерины и великого антрепренера было недолгим. Совершенно неожиданно после этого феерического успеха Павлова ушла от Дягилева. Правда, она все-таки согласилась выступить в «Жизели» на гастролях «Русского балета» в Лондоне. В 1910 году с необыкновенным успехом прошли также ее выступления в США. Все дело было в том, что балерине нужны были большие деньги для спасения своего друга и покровителя, петербургского аристократа Виктора Дандре. Он был обвинен в растрате, и ему грозила долговая тюрьма на долгие годы. До сих пор неизвестно, как это удалось Павловой, но она смогла организовать его выезд из России. Он приехал к ней в Лондон в 1911 году, и с тех пор они не расставались. До сих пор многочисленные биографы балерины спорят, состоялось ли у них тайное венчание или нет.
В 1910 году балерина окончательно ушла из Мариинского театра. Она поселилась в Лондоне и полностью посвятила себя гастролям, которые сопровождал просто бешеный успех. Еще в 1907 году с помощью американского танцовщика Адольфа Больма она организовала свою труппу. Первые выступления прошли в Европе в 1908 году, и партнером Павловой был сам Больм. Впоследствии его сменил другой великий артист балета Михаил Мордкин. Особую известность в мире приобрел их дуэт с Павловой в постановке танца «Вакханалия» на музыку балета «Времена года» Александра Глазунова.
Вдохновленная «Лебедем» и подстегиваемая беспрерывными выступлениями, Павлова начала готовить собственные хореографические миниатюры. Здесь можно упомянуть «Стрекозу» на музыку австрийского композитора Фрица Крейслера и «Бабочку» на мотивы итальянца Риккардо Дриго.
В 1914 году, буквально за месяц до начала Первой мировой войны, состоялись последние триумфальные выступления балерины в России. Партнером Анны стал замечательный танцовщик, будущий создатель балетной школы в США Анатолий Обухов.
После этого Анна Павлова навсегда вернулась в Англию, где создала свой собственный театр, почти все время занятый мировыми турне. В 1921 году великая балерина выступала в Индии. Очевидцы рассказывали, что после исполнения ее индийских танцев весь зал вставал на колени. Вообще почти молитвенное поклонение встречало Павлову почти повсюду — в Японии, Китае, Египте, Южной Америке, Новой Зеландии, Австралии. Причем надо учесть, как трудно было туда добраться. Но организаторы шли на любые расходы, лишь бы заполучить это русское чудо.
Павлова также содержала балетную школу для одаренных русских девочек. При ее участии путевку в жизнь получили такие выдающиеся балерины, как Нина Тихонова и Тамара Туманова.
В самом начале 1931 года ожидались гастроли балерины в Голландии. Голландцы очень любили Павлову и в честь нее даже вывели специальный сорт цветов.
Однако по пути в Амстердам произошло столкновение поезда, и на балерину в купе сверху упал кофр. Мало того, в сырую ночь ей пришлось несколько километров идти до ближайшей станции. Началось воспаление легких, и врачи были бессильны. 23 января 1931 года балерины не стало.
Существует легенда, что перед смертью великая балерина попросила еще раз ей показать костюм «Умирающего лебедя».
Урна с прахом Анны Павловой находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс Грин в Лондоне. Рядом с ней покоится прах ее гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре.
Эта удивительная женщина стала одним из символов ХХ века. И недаром тысячи поклонников рвались на ее выступления. Потому что танец Павловой становился одним из главных впечатлений их жизни.