Холодный февральский вечер… Стемнело рано, но в просторной палате было светло — её оживляло сияние множества свечей. Открылись массивные двери, и вошёл царь. Для него в центре помещения было установлено роскошное кресло. Вокруг расположились домочадцы и приближённые монарха. В ложе с зарешеченными окнами заняли места царица и царевны.
Часть палаты, что напротив зрителей, пока скрыта завесой. Через несколько минут начнётся представление. Прежде здесь показывались спектакли на библейские сюжеты. Однако на сей раз ожидается нечто необычное — инсценировка греческого мифа. Даже название звучит весьма диковинно — «Балет об Орфее и Эвридике». Присутствующие услышали новое для себя слово. Балет — что же это такое? Начавшийся спектакль и стал ответом на вопрос.
8 февраля 1673 года был показан самый первый балетный спектакль в России. Это произошло в селе Преображенском под Москвой. Именно там в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича была возведена «комедийная хоромина» — придворный театр. Он представлял собой богато убранную палату. Её стены и полы были обиты дорогим сукном. Часть помещения выполняла функцию сцены и была отгорожена завесой.
В то время прошло менее ста лет со дня показа в Париже легендарной «Цирцеи», которую называют первым в истории балетным спектаклем. Представление имело большой успех, было составлено его подробное описание и разослано многим знатным людям Европы. Это был своеобразный эталон, по образцу которого стали осуществляться балетные спектакли. Создатели аналогичного представления в России, конечно, не застали «Цирцею», однако вполне могли быть знакомы с её описанием.
Постановщиком «Балета об Орфее и Эвридике» стал Никола Лима. Достоверной информации об этой личности немного. Вероятно, Лима был шотландцем по происхождению, затем эмигрировал во Францию. Оттуда, в свою очередь, приехал в Россию как офицер инженерных войск. Для человека его круга обязательным было изучение танцев. Лима очень хорошо разбирался в них. Это позволило ему стать хореографом, педагогом и ведущим танцовщиком зарождающегося балетного театра в России.
Из мещан — в артисты
Сюжет о певце, спустившемся в подземное царство, чтобы вернуть к жизни любимую супругу, был очень популярен в 17 веке. Партитура «Балета об Орфее и Эвридике» не сохранилась. В качестве предполагаемого автора музыки называется Генрих Шютц — крупный немецкий композитор той эпохи. В своём творчестве он обращался к мифу о легендарном певце и даже написал на эту тему балет. Ноты, к сожалению, утеряны.
В первом русском танцевальном спектакле партию Орфея исполнил сам Никола Лима. В остальных ролях выступили его ученики — ими были дети мещанского происхождения. Любопытно, что в те годы все партии в балетах исполняли мужчины. Представление в «комедийной хоромине» не стало исключением. Но вполне вероятно, что в нём и не было значительных женских образов. Какое место занимала в сюжете сама Эвридика — неизвестно. Не исключено, что она могла погибнуть до начала действия, а в спектакле присутствовала лишь её тень.
Грациозные пирамиды
О балете сохранились только обрывочные сведения. Их источник — записки курляндца Якова Рейтенфельса. Вначале главный герой пел приветственную арию, обращённую к царю. Затем следовал необычный номер: Орфей танцевал с двумя… пирамидами. Остаётся лишь предполагать, как выглядели эти странные персонажи. Пирамиды могли представлять собой конструкции на колёсиках, но также вполне вероятно, что это были танцовщики в весьма экстравагантных нарядах.
Возможно, создатели спектакля хотели выразить мысль, что игра Орфея заставляла двигаться даже камни. А может, постановщики решили немного поиронизировать и тем смягчить трагизм грустной истории. В спектакле хореографические номера сочетались с разговорными диалогами и пением. Танцы состояли из замысловатых шагов, остановок в эффектных позах, элегантных поклонов. Костюмы исполнителей были роскошными, со множеством украшений.
Отправная точка
После «Балета об Орфее и Эвридике» состоялось ещё несколько аналогичных спектаклей. Но о них ничего не известно, даже названия затерялись во мраке столетий. В 1676 году, когда умер царь Алексей Михайлович, театральные представления прекратились. Сама же «комедийная хоромина» была закрыта, затем разобрана. Новые сведения о балетном театре в России относятся уже к более поздним эпохам.
Однако сам факт постановки хореографического спектакля в столь далёкие годы очень важен. Он стал отправной точкой для развития нового вида искусства в России. Конечно, балеты в те века мало походили на спектакли, привычные в наши дни. Последующие поколения танцовщиков и хореографов продолжили творческий поиск. Результатами стали шедевры балетного искусства — своеобразные потомки того представления, которое было когда-то показано в «комедийной хоромине».
Автор Наталья Наумова