Размер шрифта:

  • А
  • А
  • А

Цвета сайта:

  • Ц
  • Ц
  • Ц

Эволюция женской балетной обуви



Мягкие балетки
В начале XIX века балерины вставали в прямом смысле слова на пальцы, и речь не о балетной обуви, как это имеется ввиду в наши дни. Именно поэтому возможность устоять на больших пальцах появлялась не более, чем на долю секунды, вероятнее всего, в проходящих движениях. Балерины удерживались на пальцах только силой своих стоп, которая в те годы (согласно нагрузкам в балете) была не столь велика. Туфли не имели жесткого носка, поэтому все зависело от выносливости балерины. В Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге представлена реконструкция костюма Марии Тальони для балета "Сильфида" - того самого, который поставил для дочери Филиппо Тальони. Обувь балерины в экспозиции выглядит так:  

Жесткий носок отсутствует. Фото из Музея театрального искусства (theatremuseum.ru) 
Нельзя не отметить, что обувь, в которой предположительно танцевала Мария Тальони, очень напоминает современные балетки - мягкую обувь, которая не имеет жесткой стельки и твердого пятака. Можно сделать вывод, что балерины того времени действительно изображали бестелесность только за счет силы своих стоп и пальцев. Внешний вид балетных туфель того времени обусловлен влиянием стиля ампир начала XIX века, когда в моде были однотонные платья пастельных тонов, длинные перчатки светлых оттенков, а также вытянутые атласные туфли с завязками на узкой подошве. Туфли с жесткими пятаком и стелькой Прошло совсем немного времени после премьеры балета "Сильфида", как стало формироваться представление о том, каким должен быть женский танец. Впечатление бестелесности танцовщицы осталось неизгладимое, поэтому начался поиск способов продлить замирание балерины на кончиках пальцев. Во второй половине XIX века туфли становятся намного жестче и надежнее, появляется оформленный твердый пятак, но на нем еще очень нескоро можно будет исполнить 32 фуэте. Жесткая коробочка могла быть сделана из бумаги, картона и сухого теста, покрытых тканью, похожей на атлас.

Туфли Анны Прихуновой и Фанни Черрито, вторая половина XIX века. Музей театрального искусства (theatremuseum.ru)

Пуанты с узким пятаком и маленьким стаканом
Итальянские мастера усиленно работали над технологией изготовления женских балетных туфель. Виртуозные балерины из Италии (Вирджиния Цукки, Карлотта Брианца) распространили уникальные туфли и на Императорской сцене, где уже тогда служил Мариус Петипа. Вдохновившись пуантами, балетмейстер сделал женский танец главным в своих балетах, оставив потомкам лучшие вариации на пальцах, которые сегодня знает весь мир. В конце XIX века пуанты отличались невысокой коробочкой (стаканом) и округлым неустойчивым пятаком. Но уже тогда можно заметить плотную грубую ткань - джут - в составе балетной туфельки (пуанты справа, темный отрезок ткани).


Пуанты В. Трефиловой, В. Цукки, М.К. Андерсон, конец XIX века

Из-за небольшого стакана подъем танцовщиц мог вываливаться из туфель при сильном изгибе. Можно заметить по фотографиям балерин того периода, что стелька туфель не была эластична, что, возможно, позволяло стопе удерживаться внутри обуви. Маленький округлый пятак создавал ощущение невесомости танцовщицы, но вместе с этим - неудобство. Сегодня сложно представить пальцевую технику без возможности стельки изгибаться и выстроить ось с головы до пят. Можно предположить, что пуанты 100 лет назад были неустойчивы из-за малой площади опоры и отсутствия четких границ пятака.

Матильда Кшесинская. Стелька пуантов едва выгибается, но именно в таких пуантах Кшесинская первой исполнила 32 фуэте

Уникальная стопа Анны Павловой
Анна Павлова была не только великой балериной начала XX века, но и обладательницей очень высокого подъема, который едва удерживался в балетных туфлях. Чтобы этого избежать, Павлова подкладывала в пуанты кожаную подошву, тем самым укрепляя их. Балерина в 1910-е годы уже активно гастролировала по миру, и в одной из поездок в Америку нашла обувного мастера Сальваторе Капецио, у которого заказала для себя и своей труппы подходящую балетную обувь. Но и в начале XX века это были неустойчивые и недолговечные пуанты.


Анна Павлова. Слепок стопы балерины, скульптор Б.О. Фредман-Клюзель, Музей театрального искусства. 


Пуанты Анны Павловой. Заметны неустойчивость и износ пятака.

Пуанты с узким пятаком. Советский балет
Шли годы, менялись требования в балете, а вместе с ними - внешний вид и технологии производства женских балетных туфель. Стелька пуантов теперь более жесткая, она поддерживает стопу, а вместе с этим встать на пальцы теперь возможно только с полностью вытянутыми коленями. Но по-прежнему пуанты остаются почти одноразовой обувью балерины. Если мы посмотрим на пуанты балерин XX века в Музее театрального искусства, то увидим что этой балетной обуви еще далеко до совершенства. Атлас на пятаках рвется, стелька ломается, и поэтому выходить на сцену в такой обуви можно только один-два раза, потому что внешний вид оставляет желать лучшего.


Туфли Т. Вечесловой (50-е годы) и М. Семеновой (30-е годы). 

Стоит отметить, что раньше ведущие балерины танцевали в два раза меньше спектаклей, чем сейчас, следовательно, и расход обуви был меньше. Зато пятачок становится шире, и теперь исполнять вращения гораздо удобнее. Но балерины того периода должны были обладать исключительным апломбом, чтобы удержаться на таком узком пятаке в позах классического танца. Именно в советский период была заложена особая эстетика женской балетной обуви, которой придерживаются некоторые артисты балета и в наши дни. Это узкий пятак, который подчеркивает аккуратную линию ноги балерины.


Пуанты Галины Улановой, 50-е годы. Пятак обработан толстыми нитями. .

Доподлинно неизвестно, из чего именно изготавливали стакан и стельку, но как можно заметить, пуанты уже намного больше похожи на современные, поэтому напрашивается вывод о схожести технологий, которые дошли и до наших дней. 

Пуанты XXI века
Сегодня выбор пуантов огромен, туфли различаются по жесткости, полноте и глубине. Но сейчас, как и в XIX веке балерины пришивают ленты самостоятельно - это важное условие профессиональной балетной обуви. Традиционное ручное производство пуантов сохраняется и по сей день, например, в российских компаниях Grishko и R-class. Там по-прежнему сборка 50 деталей пуантов производится вручную, стакан собирается из множества проклеенных слоев джута или мешковины, чередующихся с картоном. Приверженцев традиционных пуантов среди артисток и сегодня очень много, поэтому спрос на такую обувь велик, несмотря на то, что подготовка таких туфель к работе бывает очень долгой (необходимо пришить ленты и резинки, размягчить стакан, обшить пятаки). Но проблема быстрого износа, с которой сталкивались и балерины XX века, в танце на пуантах традиционного производства сохраняется.

Пуанты Д. Вишнёвой и У. Лопаткиной

Долговечные и чистые пуанты - реальность?
В 90-е годы на мировом рынке появилась компания-конкурент - Gaynor Minden, создательница которой хотела навсегда изменить технологию производства пуантов и тем самым решить проблему устойчивости и износа туфель. Так, пуанты Gaynor Minden производятся из эластомерных материалов, имеющих эффект памяти, поэтому стелька не ломается, стакан не деформируется, а стопа подстраивается под туфли. Кроме того, благодаря плотной ткани с проклеенной подкладкой пятак не рвется, и пуанты долго сохраняют опрятный вид, а по необходимости эту обувь можно постирать в стиральной машине. Пятаки некоторых моделей Gaynor довольно широкие, что позволяет лучше сохранять устойчивость. Этот факт является темой для бурного обсуждения: чрезмерно широкий пятак полностью противоречит эстетике, сформированной на балетной сцене в советские годы.

В пуантах Gaynor Minden изначально изогнута стелька, что облегчает работу стопы, а также защищены пятаки

Идет очень много споров о вреде и пользе пуантов из эластомеров, а именно об их влиянии на развитие мышц стопы. Самое большое опасение некоторых педагогов заключается в том,что такие пуанты расслабляют стопы и упрощают танец на пальцах, тем самым приучая мышцы к легкой и неправильной работе. Именно поэтому в российских балетных училищах первые годы обучения женского класса проходят строго в традиционных пуантах. Считается, что только с опытом будущая артистка научится контролировать себя и не навредить стопам танцем на пуантах с пластиковой стелькой, а в самом начале обучения девочкам нужно учиться работать стопой на пределе возможностей. Видя развитие балетной обуви, невозможно не порадоваться: все стремится к тому, чтобы облегчить тяжелый труд балерины во время танца на пуантах. Правда, иногда традиции отвергают прогресс, и к чему это приведет в дальнейшем, покажет только время и результаты балерин на сцене.
15.04.21, 14:40