(8342) 33-33-40 (директор)
sch.dkhoreografik@e-mordovia.ruг. Саранск, ул. Л.Толстого, 19
Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия.Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Мордовская республиканская детская хореографическая школа"
Педагогический лекторий
Личностно-ориентированные технологии
Среди личностно-ориентированных технологий в обучении хореографии возможно применение технологии разно уровневого обучения, в соответствии с которой учащиеся разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.
На мой взгляд, технология разно уровневого обучения, в большей степени относится к общеобразовательной школе, где в процессе набора и комплектации классов у школы есть возможность проведения различных тестов и экзаменов для диагностики умений будущих учащихся, на основе которой в дальнейшем можно разделить учащихся (3 выделенные типа) по классам либо равномерно, либо разделить на класс «талантливых» и класс «малоспособных»; или же воспользоваться дополнительными занятиями (факультативы, или же репетиторство), как для одного типа, так и для другого.
В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Это может быть обусловлено самыми разными причинами, которые не позволяют педагогам и руководителям детских объединений набрать большое количество учащихся одного возраста и поделить их на группы талантливых учащихся и малоуспевающих. Если же коллективу удается провести хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года обучения, то делить их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на учащихся первой и второй смены.
Тогда встает вопрос, как же данная технология обучения применяется в хореографических коллективах?
В системе обучения доп. образования, как и в школе, используется усложнение программы по годам обучения, а также добавление новых предметов и увеличение физической нагрузки. Зачисление учащегося на определенный год обучение происходит на основе анализа навыков и умений, а также уровня физической подготовки ребенка. То есть, теоретически, учащийся 8 класса общеобразовательной школы может быть зачислен на 1 год обучение в самодеятельный коллектив, но на практике в хореографических коллективах никто этого не делает, ведь вряд ли учащийся старших классов будет ходить к вам на занятия совместно с учащимися начальной школы. Поэтому руководители и педагоги распределяют учащихся по группам в соответствии их возрасту, и в таких случаях, когда возраст не позволяет зачислить учащегося в группы первых годов обучения, а его физические данные в старшую группу к сверстникам, для учащегося подбирается средний вариант – возрастная категория группы близкая к его возрасту и средний уровень сложности программы обучения.
Использование технологии разно уровневого обучения во время постановочной работы (ансамбль). Педагоги выбирают из групп учащихся чьи навыки и умения на среднем уровне и выше и работают с ними над конкурсным и концертными номерами, с остальными прорабатываются только концертные постановки с более легкой хореографической лексикой.
Кроме того, для «талантливых» учащихся создаются номера с малым количеством исполнителей – так называемые, сольные номера.
Таким образом, даже при малой вероятности включения в образовательный процесс технологии разноуровневого обучения, педагоги по хореографии стараются следовать современным требованиям к обучению, отвечающим запросам современного общества.
Технология коллективного взаимообучения.
Используется в хореографическом коллективе и технология коллективного взаимообучения. Она имеет несколько названий: «организованный диалог» или «работа в парах сменного состава».
Данная технология активно применяется в направлениях современной хореографии, как, в прочем, и в других направлениях.
Например, в контактной импровизации, где наличие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в умении импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или несколькими партнерами.
На каждом этапе учебного процесса, в той или иной степени применяется технология взаимного обучения:
- Разминка в начале занятия. Упражнения в паре на развитие силы мышц или их растяжку. Когда учащиеся помогают друг другу выполнять упражнения и следят за правильностью его выполнения.
- При взаимодействии обучающихся, как «учитель-ученик». Учащиеся разделяются на пары, после чего им предлагается самостоятельно повторить и отработать изученный материал, при этом в паре происходит разделение ролей на учителя и ученика. В данном случае возможны различные разделения на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый. Всё зависит от задач педагога. При одноуровневых участниках пар (сильный-сильный, слабый-слабый) происходит равномерное развитие их навыков и умений, так как учащиеся должны не только технически правильно выполнить движения, но и увидеть и исправить ошибки у своего партнера (развитие умения анализировать и объяснять).
Если педагог ставит задачу только отработать материал, то пары чаще разделяются на сильный-слабый. В этом случае только сильный ученик помогает слабому в отработке, а у педагога есть возможность индивидуально поработать с учащимися, которым данный материал дается особенно тяжело. Так же разделение на пары сильный-слабый часто используется во время занятий ансамблем, когда меняется состав участников номера (например, дети «выросли» из номера). Старый состав учит с новым комбинации из номера.
Технология сотрудничества.
Данная технология предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Наверное, один из самых важных моментов в процессе обучения хореографического коллектива - это время самостоятельной отработки проученных комбинаций, движений, выполнение заданий или же собственная импровизация. В современном танце большая роль уделяется импровизации и научиться импровизировать можно только одним способом – танцевать, танцевать и еще раз танцевать, нарабатывать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и осознавать его линии. Задача не такая сложная, если обучающийся работает только со своим телом и техникой и становиться куда сложнее, когда в процесс подключается другой человек, а то и два. В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анализировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору тем более. И именно здесь в помощь учащимся и педагогу приходит технология сотрудничества.
Для выполнения творческих заданий группа разделяется на две половины или же на определенное количество участников в подгруппах (3,4,5 чел). Каждой подгруппе дается одинаковое задание и время для его выполнения, по завершению подготовки каждая подгруппа показывает получившийся результат. В данном случае у учащихся есть возможность увидеть результат со стороны, проанализировать ошибки и удачные моменты проделанной работы, а при периодичном выполнении одного и того же задания- увидеть развитие хореографического мастерства.
Технология модульного обучения
Технология модульного обучения реализуется в хореографическом коллективе в полной мере. Сущность модульного обучения в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения педагога и учащегося. Модуль состоит из цикла занятий. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.
Самая обычная программа по хореографии всегда четко структурирована по разделам: работа у станка, на середине зала, в партере, диагонали (кросс), танцевальные комбинации. Данные разделы остаются на каждом году обучения и усложняются на определенных этапах обучения.
Инновационные образовательные технологии.
Любая инновационная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В хореографии возможно использование всего комплекса инновационных технологий. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Технология перспективно - опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.
Вернемся к хореографии. Пожалуй, любое движение в хореографии проучивается поэтапно, по принципу от простого к сложному, и в некоторых из них первым этапам следует уделять особое внимание.
В пример возьму такое движение, как перекат.
Есть несколько вариантов его исполнения (перечислять буду в том порядке, в котором изучаем):
перекат на ягодицах (разбираем только суть движения)
перекат на спине (добавляем немного разнообразия)
перекат на ягодицах и спине с выпадом (подготовка к 4этапу)
перекат из положения стоя на ягодицах (тщательно разбираем способ движения)
перекат из положения стоя на спине
Все возможные вариации переходов в перекат и выходов из него, в том числе и с прыжками.
Остановится хочу на 4 этапе - перекат на ягодицах из положения стоя в медленном темпе. Для меня это один из важнейших и основных этапов проучивания движения, потому что чаще всего именно здесь учащиеся делают больше всего ошибок и получают травмы (самые обычные гематомы на коленях), а всё из-за неправильной работы ног во время исполнения переката.
На 4 этапе я уделяю большое внимание теории движения, мы очень долго разбираем его последовательность. Особенно важным моментом в движении является заворот ноги коленом во внутрь и перенос веса на бедро, а не на коленную чашечку, именно здесь и возникают проблемы. Сложность заключается в том, чтобы донести до учащихся необходимость в этом завороте колена, ведь проще встать на него и сесть на пол нежели куда-то его завернуть и тут еще надо вспомнить куда именно его завернуть. Простое «надо» от педагога в подобных ситуациях не работает, поэтому я захожу немного вперед нашей темы и объясняю учащимся, что в перспективе мы будем делать это движение гораздо быстрее и с различными выходами, например, с прыжком, и конечно же демонстрирую им как это выглядит, но перед этим беру с них обещание, что без моего разрешения так же они делать не будут.
После наглядного примера я снова возвращаюсь к объяснению и делаю акцент на работу ног (колен), где и объясняется необходимость заворота ноги, ведь если мы этого не сделаем, то в дальнейшем можем получить серьезную травму. И вот теперь, вдохновленные перспективами, мы возвращаемся обратно к проучиванию, где учащиеся уже сами уделяют больше вниманию своим коленям.
В данном случае одновременно работают две технологии:
Технология перспективно - опережающего обучения.
Здоровье сберегающая технология.
2. Игровые технологии.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений
Игровые технологии - одни из самых распространенных технологий в хореографии при работе с детьми младшего возраста. Примером может служить занятие по контактной импровизации.
Из самого названия направление уже понятно, что учебная дисциплина предполагает устанавливание контакта с партнером. И сразу же возникает проблема – боязнь прикасаться к друг другу. Эта проблема решается через множество упражнений и на протяжении определенного времени. Как только мы ее перешагиваем, перед нами возникает вторая проблема: мы не боимся касаться партнера, но теперь не знаем, как и чем держать контакт во время движения, поэтому постоянно используем одни и те же точки - руки и ноги, что делает нашу технику однообразной. Именно здесь на помощь приходят игровые технологии. Я использую в своей работе совершенно простую игру, нашла её случайно, когда готовилась к поездке в лагерь с воспитанниками, называется она «Человек к человеку».
Для игры нам необходимо 6 добровольцев.
Правила игры:
Выбирается один водящий, остальные участники становятся по парам. Водящий произносит по очереди несколько фраз, например: «Ухо к уху!», «Нога к ноге!», «Плечо к плечу!», стоящие в парах должны в соответствии с командой соединить ухо одного и ухо другого, ногу одного и ногу другого, плечо одного и плечо другого. Когда водящий произносит: «Человек к человеку!», каждый должен поменять партнера, а водящий должен успеть найти себе напарника. Тот, кто остался без пары, становится водящим, и игра начинается вновь.
Таким образом, учащиеся находят новые точки для контакта и развивают свою фантазию на возможные соединения в движении.
3. Технологии проблемного обучения
В методической литературе обозначено, что проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Оно включает такие этапы:
осознание общей проблемной ситуации;
ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
проверку правильности решения.
В своей работе я использую данную технологию не совсем по тем правилам, которые указаны выше. В пример возьму занятие с учащимися 1-4 года обучения (начальные классы в СОШ).
Проучивание нового материала. Чего нельзя избежать на данном этапе? Конечно же ошибок! Когда учащиеся начинают учить новый материал (движения), чаще всего они не осознают, что что-то делают неправильно. Это может быть небольшое изменение траектории движения рук, ног, корпуса или недоделанное плие, что угодно, для них это не имеет особого значения, ведь схему движения они делают правильно. А вот для педагога наоборот, недоведенная рука, не тот уровень плие, не тот ракурс и от его комбинации ничего не осталось! Катастрофа! И вновь все проучивание начинается с начала! Разбираем положения рук, ног, поворот, даже взгляд бывает разбираем отдельно, тратим на это по половину занятия, но переходя к повторению без участия педагога (теперь он только смотрит, а не танцует вместе с учащимися) видим всё туже ужасающую картину.
Что бы избежать таких больших затрат времени и сил я стала использовать на этапах проучивания нового материала технологию проблемного обучения.
Как выстраивается процесс:
Показ и объяснение материала.
Если это комбинация, то разбираем все по отдельности: сначала движения рук, затем ног (или же на оборот), только потом соединяем. Если это отдельное движение, то первый раз учащиеся только смотрят и слушают и лишь за вторым разом делают вместе с педагогом (несколько раз подряд).
После того как мы разобрали последовательность движения или комбинации и несколько раз ее повторили я предлагаю учащимся задать вопросы, а бывает даже требую от них вопрос по новому материалу. Вопрос может быть любой: на какой счет делать поворот, как поднимается рука, куда поворачивается голова или какое дальше движение. Мои учащиеся уже знают, что я от них не отстану пока не будет задан хотя бы один вопрос, поэтому им приходиться думать какие моменты в новом материале вызвали у них больше затруднений и о чем именно там нужно спросить.
Проба пера. Как только вопросы были заданы и ответы на них были получены, мы переходим на следующий этап – пробуем исполнить все самостоятельно, педагог теперь только наблюдает и контролирует. На этом этапе педагог выявляет какие ошибки делают учащиеся и конечно же их комментирует (шаг с другой ноги, поворот в право, а не в лево, руку нужно поднять через зрителя, а не через сторону и т.д). Остаются те самые ошибки, которые мы обговаривали в начале (ракурсы, уровни, траектории движений). Для того что бы наглядно объяснить учащимся, что они делают не так и где, я предлагаю им следующие задание.
Найди 5 отличий (количество может быть любое). Я предлагаю посмотреть им два варианта исполнения движения (конечно же то, которое они только что делали). В первом варианте еще раз показываю, как правильно делать, при этом акцентирую фразой «Как нужно!», «Как правильно!» или «Как я прошу!». Второй вариант исполнения движения начинается с фразы «Как делаете вы?», после чего показываю то же движение, но с добавлением их ошибок (чаще всего ошибки приходиться утрировать, чтобы их было отчетливо видно). Затем следует вопрос «В чем отличия?» и конечно же ответы учащихся. Иногда показывать приходится по два раза, потому что в первый раз учащиеся были не совсем внимательными.
После того как отличия найдены и распределены на правильные и неправильные, учащимся вновь предлагается повторить движение и исправить у себя ошибки. Педагог снова занимает позицию наблюдателя. Если ошибка не исправлена, то к учащемуся поступает вопрос, например:
Педагог - «Как должна подниматься нога?»
Учащийся – «Через сторону»
П – «А ты как поднимаешь?»
У – «назад»
П – «А зачем? Исправляй!»
Данная технология помогает учащимся научиться анализи